Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная площадь, 8
Наш адрес
+7 (34147) 3-20-40
Приемная

«Они первыми пришли на помощь…»

Вернуться на главную страницу конференции

Материалы публикуются в авторской редакции.
При использовании и заимствовании материалов ссылка на электронный ресурс обязательна.

8-10 июня 2012 года, в преддверии праздника Дня России, в Италии по инициативе Фонда Андрея Первозванного и при поддержке итальянских властей состоялись торжественные мероприятия в память о подвиге русских моряков, участвовавших в спасении гражданского населения от последствий землетрясения 1908 года в Мессинском проливе.

В Мессине – древнем итальянском городе был открыт памятник русским морякам, и благоустроена площадь Русских моряков. Но в каждом районе Мессины и ее пригородах есть улицы, получившие свои названия в честь подвига русских моряков: улица Русских моряков Балтийской эскадры, улица Русских моряков, улица Российских моряков - героев 1908г. и др. В 1978 году на здании муниципалитета Мессиныбыла установлена мемориальная доска с надписью: «В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей… жителям Мессины, пострадавшим от землетрясения 1908 г.». Итальянский город Мессина и российский Кронштадт – города-побратимы [1].

В 1908 году в жизни народа Италии случилось трагическое событие, которое, невзирая ни на какие политические катаклизмы впоследствии, не стерло чувства благодарности и любви мессинцев к русским морякам, к России. В 1909 году император Николай II дал следующую оценку контр-адмиралу В.И. Литвинову, командиру Балтийской эскадры: «Вы, адмирал, со своими моряками, в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за все мое царствование».
Тогда каждый русский матрос проявил чудеса мужества и героизма, спасая людей, в их числе был и наш земляк Иван Алексеевич Капусткин. Он родился в Воткинске в 1883 году. Тринадцатилетним подростком пошел работать на завод, стал токарем. Он был еще совсем молодым, но про него старые рабочие уже уважительно говорили: «Hаботает как надо!» Вскоре он ушел служить на флот. Там такие специалисты были нужны, потому что в дальнем походе на корабле все могло случиться, а матрос, имеющий золотые руки и светлую голову, спасет не только себя, но и товарищей, и судно.

Служил Иван на крейсере «Богатырь», входившем в состав Балтийского отряда Военно-морского флота России. «Богатырь», бронепалубный крейсер первого ранга Российского императорского флота, головной крейсер в серии из четырех единиц, был построен по заказу российского правительства в Германии, спущен на воду в 1901 году.

Длина судна 134,1 м, ширина 16,61 м, экипаж в составе 589 человек. Вот уж поистине богатырь! Вот на таком «знатном» корабле служил Капусткин. Ему довелось участвовать в спасении жителей итальянского города Мессины, пострадавших от природной катастрофы. Как впоследствии выяснили специалисты, мессинское землетрясение было магнитудой 7,5 баллов по шкале Рихтера. Оно началось около 5 часов утра 28 декабря 1908 г. в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушились три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Железнодорожный вокзал Мессины, собор и соборная площадь сразу превратились в руины, рыбный рынок ушел под землю. Рухнувшие здания казарм погребли под собой гарнизон города. Тогда же развалившееся здание тюрьмы подарило свободу 750 преступникам, их мародерство и грабежи внесли свою «лепту» в трагедию народа. Сообщение с внешним миром было прервано. В одночасье погибла половина населения города, всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра 200 тысяч человек, в том числе от 60 тысяч в Мессине, население которой составляло около 150 тысяч человек. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы [2].
Понятно, что увидеть своими глазами разрушения, которые произошли буквально за считанные секунды, – это немалое потрясение, но главное в этой ситуации – не растеряться и вовремя оказать помощь пострадавшим: попробовать спасти людей из-под завалов, оказать первую медицинскую помощь, успокоить, – в общем, выполнить ту нелегкую работу, которой у нас сейчас занимается ставшее уже легендарным Министерство по Чрезвычайным Ситуациям.

Но в 1908 году таких подготовленных специалистов еще не было, и первыми бросились на помощь пострадавшим русские моряки с четырех кораблей Балтийского флота "Цесаревич", "Слава", "Адмирал Макаров" и "Богатырь" под командованием контр-адмирала В.И. Литвинова.
В октябре 1908 года корабли вышли из Либавы (ныне Лиепая, Латвия) в практическое плавание и в декабре стояли на якорях в глухой бухте Аугуста на Сицилии, где занимались учебными минными и артиллерийскими стрельбами. Как только стало известно о сильном землетрясении, командир отряда телеграфировал в Петербург, запросив инструкции. Но еще до получения ответа выяснились масштабы разрушений. И тогда Владимир Иванович Литвинов, не дожидаясь ответа, поднял сигнал: «Отряду готовиться к походу». Утром 29 декабря русские корабли были у Мессины. Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов, среди них был и наш земляк Иван Капусткин.
Вот как об этом вспоминали очевидцы: «…у берега уже ждали тысячи и тысячи обезумевших от страданий мессинцев. Разрушенный водопровод, полное отсутствие еды и лекарств, пожары, стоны раненых, крики родителей, потерявших детей, ужас! Встала задача – искать живых! Но этим помощь наших моряков не ограничилась. Раненых брали на борт, оказывали им первую помощь, готовили к отправке в Неаполь, где их предстояло распределить по госпиталям. Весть о русских спасателях быстро разнеслась по городу. Нашим командам строго-настрого запретили брать что-либо из всюду валявшегося имущества. Никто не имел права взять даже открытку на память. Это было чрезвычайно важно, чтобы потом не стали говорить, что и русские моряки мародерствовали» [3].

Самой трудно выполнимой и физически, и морально работой была разборка развалин. Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших... Уже в первый день удалось спасти более 100 человек. Раскапывали вручную, причем на развалинах при затихающих подземных толчках опасность грозила почти одинаково и спасаемым, и спасателям. Команды матросов пробирались туда, куда, казалось, проникнуть было невозможно. Моряки отказывались от пищи и отдыха, их приходилось отправлять на корабли приказом. Здесь проявились все лучшие качества русского человека. «Для Мессины они сделали действительно очень много. Я скажу больше: они сделали чудеса.

В Мессине проявилось достоинство русского человека, величие чуткой, отзывчивой русской души», – так без излишнего пафоса написал очевидец [4]. Русские команды с кораблей «Богатырь» и «Макаров» спасли жизни тысячам человек, среди спасателей был и наш Иван Капусткин. За пять дней, по приблизительному подсчету русского штаба, было спасено около 2400 человек, фактически – гораздо больше. Как сообщают документы, четыре русских моряка погибли от «надсады» во время этой благородной и трудной работы…
Узнав о случившейся трагедии, русский писатель А.М.Горький, который находился в это время в Италии, также приехал в Мессину, чтобы по мере сил помочь пострадавшим.
Известная итальянская газета «ла Стампа» писала: «Весь мир теперь знает, что русские были первыми, которые поспешили нам на помощь и превзошли всех своей самоотверженностью при спасении несчастных жертв землетрясения». Французская «Фигаро» признала, что живее всех на бедствие в южной Италии откликнулась Россия. По признанию корреспондента газеты «Дейли Телеграф», англичане работали блестяще, равно как и итальянцы, но ни те, ни другие, не могли сравниться с русскими, удивлявшими всех своей смелостью и ловкостью [5].
В 1911 году по приглашению итальянских властей в Мессину пришел крейсер «Аврора» (тот самый!). Италия ждала русских моряков. Одна из газет того времени писала: «Завтра к нам прибывает русский крейсер «Аврора» для принятия медали, которую жители Мессины передают морякам Балтийского флота за самоотверженность и доблесть, проявленные во время землетрясения 15 декабря 1908 года. Вы видели их, бросающихся не щадя жизни в самые опасные места, чтобы без лишних слов спасать жизнь других, невзирая на ужас, их окружающий. Вы помните примеры исключительного мужества, совершенные среди разрушения и смерти. Мы обратимся к храбрым русским морякам, с которыми нас так сблизило несчастье, с самыми сердечными приветствиями, торжественно подтверждая, что если грустные воспоминания еще живы, то вечны наша благодарность и признательность тем, кто показал великолепные образцы человеческой солидарности и братства, первыми придя к нам на помощь». В 3 часа пополудни 17 февраля 1911 года команда крейсера «Аврора» в парадной форме построилась в две шеренги на верхней палубе. Прозвучали гимны обеих стран, и на борт крейсера вступила итальянская депутация во главе с епископом д'Арриго. Гостей встретил капитан 1-го ранга П.Н. Лесков, который проводил их на украшенный знаменами ют корабля. Епископ д'Арриго произнес речь, затем состоялась передача приветственного послания и золотой медали с надписью: «Мессина – мужественным русским морякам Балтийской эскадры». Были переданы и серебряные медали, чтобы их уже в России вручили тем морякам, которые в декабре 1908 года спасали жителей Мессины.
К этому времени Иван Александрович Капусткин, уже вернулся в родной Воткинск, снова работал на заводе. Но награда нашла героя, ему вручили серебряную медаль от правительства Италии «За оказание помощи пострадавшим во время бедствия, постигшего Мессину и Калабрию» [6].
Иван Александрович вместе со своими братьями Василием, Александром и Дмитрием долгие годы трудился на заводе, о чем писал в октябре 1956 года журнал «Огонек», сообщая, что их общий трудовой заводской стаж составил 210 лет, из них стаж Ивана Александровича – 60 лет, об этом сообщала книга «Воткинск. Летопись событий и фактов» в 1985 году.

Дом Ивана Александровича Капусткина сохранился до сих пор, стоит он на улице К.Либкнехта, прочно, надежно, не поддается ни годам, ни ветрам. Многие земляки, знавшие его, отзывались об Иване Александровиче очень тепло. Он был прекрасный рассказчик, добрый и светлый человек, только вот времена были такие, что подробно рассказывать о благородной спасательной миссии «царского флота» было не принято.
Иван Александрович передал свою медаль для городского музея, «наш мессинец» скончался 17 февраля 1969 года. Но недаром говорят: «человек жив, пока о нем помнят», а помнят о нем не только в родном Воткинске, помнят о нем и его товарищах и в далекой Италии.
По-разному сложились судьбы других членов экипажа: и офицеров, и простых моряков. Многих не пощадили войны и революция, кто-то умер на чужбине, сгорел в огне гражданской войны. Адмирал Владимир Иванович Литвинов в 1917 году ушел в отставку, и был убит сотрудниками ВЧК в 1919 году в Киевской губернии.
Иван Егорович Стеблин-Каменский, корабельный гардемарин, служивший на крейсере "Богатырь" до 1917 года, оставался на флоте, в 1920 году был рукоположен в диаконы, с 1923 г. священник. Его неоднократно арестовывали, он отбывал срок на Соловках по совершенно надуманному обвинению. Коллегия ОГПУ летом 1930 года вынесла решение о высшей мере наказания. Расстрелян 2 августа 1930 года в Воронеже. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил протоиерея Иоанна Стеблин-Каменского к лику Новомучеников и исповедников Российских.
Россия всегда гордилась своими моряками, проявлениями их воинской доблести. Но гордость флота любого государства составляют не только победы в баталиях. Как видим, и в мирное время можно совершить то, что станет примером для поколений.


Примечания
1.http://nashkronshtadt.ru/nastojashhee/davaite-drujit-domami-ili-goroda/messina--gorod_pobratim-kronshtadta.html kronshtadt.ru/nastojashhee/davaite-drujit-domami-ili-goroda/messina--gorod_pobratim-kronshtadta.html
2.     Документ МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска». Ф. Ступишина В.Н.
3.     Там же.
4.     Там же.
5.     Традиции, преемственность, стабильность. Воткинский завод – 255 лет. Ижевск, 2014.
6.     Документ МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска». Цитир. изд.


Соколов Алексей Сергеевич,

директор МАУ «Музей истории и культуры города Воткинска»

Вернуться на главную страницу конференции