Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная площадь, 8
Наш адрес
+7 (34147) 3-20-40
Приемная

Использование интерактивных методик обучения в процессе преподавания правовых дисциплин в экономическом ВУЗе

Вернуться на главную страницу конференции

Материалы публикуются в авторской редакции.
При использовании и заимствовании материалов ссылка на электронный ресурс обязательна.

Анализ рынка труда показывает тенденцию к увеличению спроса на практико-ориентированных специалистов с высшим профессиональным образованием во всех областях экономики. В последнее время одним из требований к специалисту экономического профиля стало наличие у него правового образования, поскольку решение многих экономических проблем тесно связано с правовой грамотностью специалиста.
Полагаем, что невозможно изучить право только путем передачи информации через книгу или через лекцию. Студент должен быть погружен в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию (которая всегда является ситуацией выбора), где он может думать, чувствовать и действовать совместно с другими членами группы.
Интерактивная методика обучения предусматривает активное участие и взаимодействие студентов в процессе познавательной деятельности. Студенты выступают в роли активных исследователей окружающего мира, сотрудничая при этом с преподавателем, а не пассивно перенимая его опыт.
Использование такой методики эффективно, особенно при изучении дисциплины «Права человека» (преподавание прав человека вырабатывает правовую грамотность, гражданскую компетентность и ценностные установки), когда многие вопросы и проблемы носят дискуссионный характер и не предусматривается единственно «правильный» ответ на те или иные вопросы. Главная цель курса «Права человека» — не усвоение определенной суммы знаний, а воспитание в духе прав человека, поэтому необходимо обращаться к чувствам студентов, побуждать их самостоятельно ставить и обдумывать проблемы. Исходя из этого, мы используем метод дискуссии и предлагаем студентам на практических занятиях по дисциплине «Права человека» принять участие в дискуссии, отвечая на такие требующие неоднозначного ответа вопросы, как:
«Есть ли противоречие между правом человека на жизнь и обязанностью в случае войны явиться на призывной пункт, чтобы принять участие в смертных боях? Как и кем (чем) это противоречие снимается? Моралью, государством, правом?»
«Найдите в мировой истории и истории своей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь. С помощью каких аргументов сделаны попытки оправдать такие противоправные действия?».
«Может ли, имеет ли право называть себя демократической страна, где права человека грубо нарушаются?»
«Выгодно ли государству, если граждане будут хорошо знать свои права и пути их защиты, реализации?»
«Вы за или против смертной казни? Не вступает ли в противоречие смертная казнь праву человека на жизнь?» и др.
Все вопросы, которые обсуждаются нами на практических занятиях по правовым дисциплинам, являются дискуссионными и не имеют однозначных ответов. Действующая система законодательства далеко не совершенна и требует толкования. Кроме того, по многим вопросам в теории права нет единства ни среди ученых-правоведов, ни среди авторов учебников и пособий. Естественно, что не может быть единства и среди студентов. Каждый человек и каждый рассматриваемый случай уникален, поэтому сложно дать один-единственный правильный ответ на все встречающиеся случаи, даже закон и то не дает таких однозначных ответов.
В такой ситуации студенты, конечно, обращаются к преподавателю, как к арбитру, за «правильным ответом». Смысл интерактивного обучения в том и состоит, чтобы студенты осознали, что возникающий дискуссионный вопрос — это повод для совместного обсуждения в студенческой группе и для самостоятельного исследования дома. Совместное обсуждение предполагает переадресацию вопроса задающему его («А сам ты как думаешь?»), всей группе («А что думают другие?», «Давайте посоветуемся…»).
Возникший вопрос является поводом обратиться к источнику, где можно об этом прочитать, к специалисту. Правовые вопросы требуют серьезного исследования конкретной ситуации, учета многих интересов, и предполагают несколько вариантов ответов.
В процессе интерактивной дискуссии преподавателю должна быть отведена роль организатора, помощника, ведущего дискуссию, который предоставляет студентам максимум возможностей для самостоятельной работы и познавательной деятельности в сотрудничестве друг с другом. При этом он сам является участником обсуждаемой в группе ситуации, а не ментором, знающим правильные ответы на все вопросы.
Не следует забывать и об обратной связи, которая появляется при подведении итогов (это обязательный компонент дискуссии и занятия в целом), когда происходит выяснение, чему студенты, на их взгляд, научились, что было для них полезно, что нового они узнали, какие навыки практиковали, как смогут использовать их в будущей профессиональной жизни.
Дискуссия будет эффективной лишь в том случае, если обсуждаемая тема будет действительно спорной и актуальной для студентов, а вопросы, связанные с правами человека, вызовут эмоциональную заинтересованность. Целесообразно, если кто-то из студентов в группе будет исполнять роль наблюдателя по правам человека, который не принимает участия в дискуссии, а лишь наблюдает за соблюдением правил ее ведения. Он может остановить дискуссию в случае серьезного нарушения прав кого-то из группы.
Дискуссия может быть проведена в нетрадиционной форме — в стиле телевизионного ток-шоу. Такая форма дискуссии требует более тщательной подготовки. Предварительно студенты должны быть ознакомлены с правилами проведения ток-шоу:
— сначала эксперты высказываются по проблеме (2-3 минуты каждый);
– чтобы получить слово надо поднять руку;
— наличие зрителей, слово которым предоставляет ведущий; если не хватило времени ответить на вопросы зрителей, следует предложить им записать эти вопросы и передать их экспертам;
— зрители могут выступать со своим мнением или задавать вопросы отдельным или всем экспертам (не дольше 1 минуты);
— ведущий имеет право задавать вопросы; он имеет право прервать выступающего, превысившего лимит времени;
— эксперты отвечают на вопросы как можно конкретнее и короче;
— ведущий должен поблагодарить экспертов и зрителей и подвести итоги по содержанию дискуссии и манере ее проведения.
Сотрудничество при применении интерактивных методик может быть представлено в двух формах кооперации: «преподаватель — студент» и «студент» — студенты». Условия для осуществления сотрудничества и эффективного общения в процессе познавательной деятельности обеспечиваются с помощью следующих педагогических техник:
— формирование микро-групп, оптимальных для учебного сотрудничества;
— разработка специальных заданий и упражнений для коллективной (групповой) работы, направленных на создание в студенческой группе атмосферы доверия и поддержки;
— написание студентами эссе (описание ситуации нарушения прав человека и рассуждение по этому поводу), исходя из собственного правового опыта;
— написание студентами эссе на тему «Права человека в современном мире». Работа должна основываться на какой-либо из статей Декларации о правах человека. При этом студенты должны выявить соответствие Конституции своей страны с Декларацией прав человека;
— разыгрывание интересных ситуаций и последующее их обсуждение, предполагающее ответы на следующие вопросы: Какие права были нарушены? Можно ли было их защитить? Как? В самом ли деле были нарушены права человека? В зависимости от цели могут быть различными и схемы обсуждения и оценки разыгрываемых ситуаций;
— ролевая игра, в основном импровизированная, когда воображение студента создает все основные условия реальной ситуации; такая игра способствует принятию решений в условиях неопределенности, в творческой обстановке, осознанию своих сильных и слабых сторон при общении в разыгрываемой конфликтной ситуации. Студентам могут быть предложены такие роли, как, например, новатор, рационалист, конформист, скептик, критик, консерватор, ретроград и т. д.;
— проектная деятельность, являющаяся наиболее сложным и многосторонним интерактивным методом познавательной деятельности, поскольку это самостоятельные исследования студентов различных проблем и проблемных ситуаций, в том числе связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Проекты учат самоорганизации, планированию своей познавательной деятельности; позволяют управлять процессом обучения наряду с преподавателем. Предусмотренная процессом обучения защита проекта (результатов исследований) имеет целью научить представлять и защищать публично свое мнение. Проекты могут быть коллективными, групповыми или индивидуальными.
Нами разработан определенный алгоритм проектной деятельности:
— выявление противоречия практической (в том числе профессиональной) деятельности: постановка задачи — найти способ разрешения противоречия;
— постановка задачи — найти, изложить и проанализировать различные точки зрения на решаемую проблему или предложенный вопрос;
— постановка задачи — рассмотреть явление с различных позиций (например, экономиста, юриста, психолога, педагога);
— постановка задачи — сделать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставить факты;
— постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
— определение проблемных теоретических и практических заданий (в том числе исследовательских);
— исследовательская самостоятельная работа над решением поставленных задач и выявленных проблем;
— публичная защита проекта;
— анализ и обсуждение представленного проекта;
— оценка исследовательской самостоятельной деятельности студента над проектом.
Проектная деятельность способствует совершенствованию правовой подготовки будущих экономистов, представляет собой последовательное и непрерывное освоение правовых знаний, умений и навыков, осознанию того, что освоение правовых знаний, умений и навыков является необходимым инструментарием осуществления профессиональной деятельности экономистами, элементом в структуре профессиональной готовности будущих специалистов.
Таким образом, интерактивные методики и формы обучения необходимы и эффективны в процессе преподавания правовых дисциплин в экономическом вузе. Они нацеливают преподавателя на то, чтобы познавательный процесс основывался на интересах студента, в том числе профессиональных; чтобы обучение строилось на сотрудничестве; чтобы в основе правового образования лежал социальный, в том числе и правовой, опыт обучаемых.
Полагаем, что учебные программы должны быть ориентированы на интеграцию предметных областей экономических и правовых дисциплин, на использование компьютерных справочных правовых систем; систем компьютерного тестирования правовых знаний студентов, предусматривающих не только однозначные и краткие ответы (да/нет), но и обоснование ответов ссылками на соответствующие нормы права.

Галина Николаевна Москалевич,
доцент Белорусского государственного экономического университета

Вернуться на главную страницу конференции