Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная площадь, 8
Наш адрес
+7 (34147) 3-20-40
Приемная Главы
МО "Город Сарапул"

На протяжении ХХ века музыкальные школы выполняли важную социально-культурную и социально-экономическую роль: допрофессиональная подготовка детей, выявляющая наиболее одаренных и способных к дальнейшему освоению профессии преподавателя музыки, а также, общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, формирующее культурно-образованного человека и заинтересованного слушателя.

В 2020 году исполняется 125 лет системе российского музыкального образования, у истоков которого находились сестры Гнесины, чье имя носит российская академия музыки в городе Москва. И мы тоже можем по праву городиться исторической датой - 110 лет назад с открытием музыкальных классов зародилось музыкальное образование и в нашем городе.
Это знаменательное событие мы отметили яркой концертной программой «С музыкой из века в век», где красной нитью прошло великое слово «Учитель» и достояние школы – ее выпускники.
В школах искусств Сарапула обучается около 1500 человек. Учащиеся достойно представляют свое творчество на фестивалях и конкурсах международного и всероссийского уровней. Также, они являются активными участниками городских и республиканских проектов и концертных программ.
В течение последних 20 лет серьезно поднимались проблемы функционирования системы дополнительного образования. В 90-е годы модное слово «модернизация» больно ударило по школам:
- во многих городах несколько школ соединяли в одну, не учитывая территориальную расположенность;
- были утрачены традиционные методические связи и преемственность образовательных программ музыкальных училищ с детскими школами искусств;
- во многих школах были закрыты хоровые отделения, исчезли оркестры духовых и народных инструментов, а вместо них массово открывались отделения эстрадного детского вокала;
- целый ряд учебных предметов, значимых для дальнейшего профессионального образования, во многих ДШИ перестал реализовываться.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, школы в Удмуртии были сохранены. В нашей школе и по сей день радуют своим творчеством детские творческие коллективыэстрадно-симфонический и оркестр народных инструментов, прекрасный хор «Вдохновение». На высоком профессиональном уровне в школе ведется обучение по классической хореографии.

На протяжении ряда лет специфика деятельности детских школ искусств не была отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании». Благодаря внесенным изменениям в Закон Российской Федерации № 145 в 2011 г., школы искусств получили правовой статус, соответствующий их профессиональному предназначению.

И с 2012 г. началась реализация предпрофессиональных программ по видам искусств. В принципе, это та же система, по которой мы учились в советское время, только срок обучения увеличен на один год.
В соответствии с выполнением «Дорожной карты» по перспективному развитию школ искусств на 2018-2022 г.г.» количество обучающихся должно достичь 14% от общего количества детей в регионе.
К 2022 году приоритетным будет прием на долгосрочные предпрофессиональные программы. Особое внимание уделяется обучению на струнных, народных и духовых инструментах.

Серьезной проблемой на сегодняшний день является кадровая составляющая. В последние 20 лет в разы снизился цифровой показатель при приеме абитуриентов в учреждения среднего и высшего звена. Результатом чего стала катастрофическая ситуация с кадрами во многих школах России. Преподавательский состав стареет, а молодежь не идет в школы. Окончания выпускники стремятся уйти куда угодно, лишь бы не в школы. Из опросов среди студентов, одним из аргументов называют – низкий уровень зарплаты на начальном этапе педагогической деятельности, когда пока нет квалификационной категории, опыта работы, а требований предъявляется не мало. Конечно, это отпугивает молодежь. К выступлению на сцене, они готовы больше, чем к работе с детьми.

В школах ведется серьезная профориентационная работа и выпускники наших школ на высочайшем уровне продолжают профессиональное образование. Но мы не получаем обратного взаимодействия – возвращения наших выпускников в родные школы в качестве преподавателей. В 1992 году я закончила училище искусств, и это был последним год с системой распределения. Среди пианистов была последним пришедшим молодым специалистом в нашу школу. Наверно, выходом из этой ситуации, как бы это не звучало фантастически, может послужить целевой набор и направление студентов для работы в школах после окончания колледжа. Так, как это было с нами до 90-х годов.

Также серьезной проблемой является материально-техническое оснащение школ искусств. Материально-техническая база очень устарела, музыкальный инструментарий в школах давно «вышел из строя», особенно струнные и народные инструменты, учебно-методическая и нотная литература требует обновления, реализация программ для детей с ОВЗ требует финансового обеспечения.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее. И вот сегодня, можно смело заявить, что лед тронулся. Благодаря реализации федерального проекта «Культурная среда» в 2019 г. началась серьезная работа по модернизации детских школ искусств. В 2022 году городские школы искусств Удмуртии, в том числе ДШИ Сарапула, должны получить новые музыкальные инструменты отечественного производства, необходимую учебную мебель, школьные библиотеки пополнятся необходимыми нотными учебными материалами. Приятно, что уже в прошлом году мы получили новый музыкальный инструмент - пианино «Николай Рубинштейн».
Также, с 2019 г. у преподавателей появилась возможность бесплатного обучения на курсах повышения квалификации у ведущих педагогов Российской академии имени Гнесиных и педагогов Саратовской консерватории. Школами занимаются серьезно – создается единая нормативная учебно-методическая база, в которой мы нуждались долгое время.

Мы понимаем, что накопившиеся проблемы за многие десятилетия, только за счет бюджетного финансирования не решить. С прошлого года в нашей школе введены дополнительные к учебному плану предметы на платной основе. И привлечение дополнительных внебюджетных источников позволило осуществить давнюю мечту – провели капитальный ремонт концертного зала, приобрели инсталляционный проектор, отремонтировали учебные кабинеты, в фойе 1 этажа соорудили музейно-экспозиционную зону. Осенью построили входную группу с центральной части здания.
А благодаря республиканскому проекту по капитальному ремонту, за счет бюджетных средств мы полностью решили проблему с заменой деревянных оконных конструкций, капитально отремонтирован фундамент вокруг здания школы. Огромное спасибо руководству города и всем, кто координировал выполнение работ.

В декабре прошлого года я имела возможность побывать в Москве на всероссийском совещании руководителей в сфере культуры и искусства, где обсуждались ключевые вопросы организации деятельности и перспективного развития школ искусств. Мы услышали ответы на многие интересующие нас вопросы по реализации образовательной деятельности, о значимости и весомости дополнительных предпрофессиональных программ. И я была успокоена тем, что мы работаем абсолютно в правильном направлении.
Также серьезно поднимался вопрос о недопустимости применения сертификатов ПФДО в школах искусств. Елена Григорьевна Драпеко зам. председателя Комитета Госдумы ФС РФ по вопросам развития деятельности ДШИ сообщила, что на законодательном уровне вопрос решен положительно.

Проблем не мало, но школы продолжают развиваться и показывают прекрасные результаты. Мы гордимся своими учениками, выпускниками, которые с благодарностью вспоминают музыкалку и учителей. Свое выступление мне хотелось бы завершить прекрасными словами Татьяны Артюхиной:
Трогать струны души – обучаем мы просто,
Из обычных детей – удивительных взрослых.
И уже никогда сердце черствым не станет,
Если музыка в сердце, то оно не обманет.

Петрова С.Г.,
директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №1 имени Г.А. Бобровского»