Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная площадь, 8
Наш адрес
+7 (34147) 3-20-40
Приемная Главы
МО "Город Сарапул"

Ранний Сарапул: археологические и исторические аспекты. Реалии и перспективы изучения. Новая страница

Заселение территории Сарапула началось не позднее эпохи энеолита и бронзы, во второй половине 3 – 2 тысячелетии до н.э., еще в 70 годах 20 века сотрудниками Нижнекамской экспедиции были обнаружены и изучены поселения на левобережье реки Камы, расположенные напротив города, в пределах современных границ муниципального образования «Город Сарапул». На территории исторической части города в настоящее время известны поселения или находки периода раннего железного века ананьинской культуры 8 - 3 вв. до н. э., в основном они сосредоточены на массиве коренного берега, выходящего к реке Каме или к пойме реки Большая Сарапулка, все эти памятники известны по находкам керамики с ямочно-шнуровой орнаментацией, а также по предметам, типичным для этого периода. В период 3-5 вв. н.э. на данной территории известны городища и захоронения мазунинской культуры - городище Чупиха на северной окраине города и городище  Кладовая Веретия в лесопарковой зоне, вблизи поймы реки Большая Сарапулка. Захоронения мазунинского времени были найдены во время проведения земляных работ по перестройке Окружного суда в 1913 году, также зафиксированы находки из разрушенных погребений вблизи городища Кладовая Веретия, обнаруженные в конце прошлого века. Данные материалы говорят об использовании территории города в разные исторические периоды, более полному изучению памятников препятствует плотная застройка исторического города, разрушенное состояние большинства археологических объектов в процессе многократных строительных и земляных работ. Как и для других территорий региона Удмуртского Прикамья памятники послемазунинского времени неизвестны, или почти не фиксируются, отдельные находки второй половины 1 тысячелетия крайне редки и не дают целостную картину исторического развития на данной территории, основные археологические комплексы, культурные образования сосредоточены в верховьях Камы, в лесостепной части Башкирии, низовьях Камы в пределах территории современного Татарстана. Последующие изучения территории Средней Камы возможно дадут какие-либо корректировки в исторической картине, но они, после многолетних археологических изучений данной местности, вряд ли существенно изменят существующую ситуацию.

Проведенные за последние 15 лет археологические изыскания  уже сейчас дают предварительные материалы по хронологии раннего  Сарапула. Самый ранний археологический материал, имеющий отношение к культуре русского населения на данной территории, относится к 17 веку,  и возможно, часть них к концу 16 века, данный материал известен из случайных находок на территории города, а  также проведенных археологических работ в историческом центре. К этому же времени относится несколько находок денежных кладов, в том числе и монет времен Ивана IV. Во время строительства водонасосной станции в местности Оползино в 1909 году были обнаружены два массовых захоронения, по находкам монет и нательных крестиков в одной из могил они датируются началом 17 века, а точнее временем правления Михаила Федоровича Романова. Костные останки второй могилы, в результате изучения казанским антропологом Хомяковым, были отнесены к представителям тюркских народов. Тогда же было высказано предположение о датировке данной могилы к булгарскому периоду. Столь смелое заявление только на основании антропологического материала, тем не менее стало активно использоваться в последующее время для обоснования булгарского времени и характера образования поселения на месте будущего города Сарапула. Не случаен данный посыл и причины возникновения данной версии происхождения.

История образования Сарапула привлекала исследователей с момента возникновения Сарапула как города, то есть с конца 18 века. Один из первых вятских историков Вештомов в своем труде «История Вятки указывает на связь города с прежним булгарским городом. Уже в 18 веке участники первых академических экспедиций по восточным губерниям России (академики Миллер, Фальк) пытаются объяснить происхождение поселения на месте будущего города, связывая его с народами, населяющих издавна эту территорию. В основном версии указывают на булгарское происхождение Сарапула, но нигде не приводится мотивировка данного предположения. Последующие работы, как историков, так и тех, кто в своих описаниях касался Сарапула, продолжают использовать ранние предположения о возникновении Сарапула в период существования Волжской Булгарии. Мотивировка данного предположения отчасти понятна, в данный период только Волжская Булгария определяла историческое развитие региона, во всяком случае превалировала. Следует пояснить, что Кама в тот период являлась стратегическим каналом связей, в основном торговых, между Волжской Булгарией, расположенной в низовьях Камы и северным Приуральем, в регионе проживания финно-пермского населения ломоватовской и родановской археологических культур. Теории возможного нахождение на месте Сарапула своеобразной фактории булгарских торговцев противоречит отсутствие зримых археологических следов пребывания. Булгарская керамика, основной индикатор культуры, хорошо изучена, легко выделяется в массиве местной керамики, но за многие годы она так и не была обнаружена на территории Сарапула и прилегающих районов Прикамья. Если же на месте Сарапула и был какой либо перевалочный пункт между Волжской Булгарией и верхнекамскими племенами, то он, вероятнее всего, мог быть связан именно с финнопермским этносом, мы вообще считаем, что торговые и культурные связи верхнекамских племен и Нижней Камой шли за счет представителей местных народов Прикамья, но не как булгарскими торговыми представителями.

В последнее время возникла теория о возможном образовании Сарапула в конце 12 века, а именно в 1174 или 1181 году. В одном из списков «Сказания о Вятчанех» указывается на Сарапул, как месте где проживали выходцы с Новгорода до последующего образования Вятки. "И по окончании семи лет приидоша вестницы в Новъград, что идет все воинское во свояси. Жены же их и дщеры слышаша приход их и убояшася и с теми своими рачители из Новаграда бегуяшася и приидоша на реку великую глаголемую Каму и поставиша подле град и нарекоша имя ему". Следует отметить, что нахождение здесь, в регионе Верхнего и Среднего Прикамья в целом, представителей славянского этноса вполне вероятно, и это зафиксировано в различных исторических источниках и аргументировано доказано в ряде работ Л.Д. Макарова

Дата, или даты, предложенные в последнее время рядом исследователей, уже много лет дискутируются в среде историков, изучающих историю Вятки и Вятского края. Сам источник «СКАЗАНИЕ О ВЯТЧАНЕХ» по мнению историков был создан на основе ряда мифологических преданий, в частности о так называемой Холопьей войне. Дата возникновения Вятки до сих пор остается дискуссионной, к Сарапулу имеет отношение только по автору одного из списка - Арцыбашеву, то есть из десяти с лишним списков (произвольных копий), известных на тот период - только в одном, у Арцыбашева в издании 1833 года - звучит после городка на Каме его название. Списки, а это к вопросу об источниках, составляли жители Вятского края, произвольно переписывая первоисточник начала 18 века. Нет документа 12 века и последующих веков для истории Вятки, в начале 13 века начался разгром Волжской Булгарии и Руси татаро-монголами, неужто Сарапул, жители которого по источнику основали Вятку, уцелели и благополучно дожили до 16 века, ни исторических, ни археологических данных об этом нет. Кировский исследователь ранней истории Вятки Алексей Мусихин прямо указывает, что в настоящее время на основании только одного свидетельства Н.С. Арцыбышева датировать основание Сарапула 1181-м годом конечно же нельзя.

Возникновение населенного пункта и его связь с современным городом правомочно только в том случае, когда мы имеем историческую, без каких либо временных лакун, преемственность, наличие подтверждающего данную преемственность археологического материала. В данном случае нам неизвестны материалы 13-16 веков, то есть говорить о развитии поселения на протяжении этого периода нет никаких оснований. Основные комплексы исторических сведений, подтверждающие и археологическим материалом, связаны с периодом второй половины 16 века, а точнее самого конца. Здесь следует остановиться на датировке – 1579 год, известной по писцовой книге верхнекамских земель Яхонтова. В публикации известного пермского археолога Владимира Антоновича Оборина указывается со ссылкой на данный источник о бегстве крестьян на «Сарапул» как распространенном явлении. К сожалению, нам не удалось выделить в опубликованных материалах писцовой книги Яхонтова данный факт, поэтому необходимо внимательно изучить все списки писцовой книги 1579 года.

Переписная книга 1596 года фиксирующая название Сарапул на настоящий момент является наиболее приемлемой и аргументированной для истории возниковения Сарапула со всех позиций, несмотря на то, что в данном контексте датировки прямо не указывается на населенный пункт - «В Сарапуле и Сиве ловят рыбу из оброков и пермячьи их хмель берут» - первое впечатление о названии рек, хотя на наш взгляд это и указание местности и населенного пункта, Сива как населенный пункт существовал еще в первой половине 17 века. Следует отметить, что известные на настоящий момент даты говорят только о времени первого известного упоминания Сарапула, что ни в коем случае не может быть датой возникновения, как бывает в ряде случаев. В случае обнаружения более ранних письменных источников дата может быть сдвинута, в особенности, если она подтверждается и археологическим материалом.

Таким образом, Сарапул как населенный пункт возникает во времена проникновения русского населения на территорию Среднего Прикамья после взятия Казани в 1553 году, именно с этого времени стало возможным заселение камских берегов. Но уже гораздо раньше Прикамье активно заселялось русскими крестьянами, это было характерно для Верхнего Прикамья, где возникают русские поселения. Возможно, некоторые попытки проникновения в более южные районы предпринимались на всем протяжении 16 века, но близость Казанского ханства с ее торговой и политической активностью на Нижней и Средней Каме не давала возможности широкого заселения Прикамья русским населением.

Ситуация кардинально меняется после исчезновения Казанского ханства как государственного образования. Основные миграционные потоки идут на Среднюю Каму с севернорусских земель через Вятку и Верхнее Прикамье, в меньшей степени через Среднее Поволжье из центральных районов Московского государства. Это хорошо заметно по фамилиям первых поселенцев села Вознесенского, на что впервые было обращено внимание сарапульским краеведом Н.Н.Блиновым. Так в дозорной книге Зюзина и Матвеева 1621 года и в более поздних письменных источниках отмечены фамилии, связанные с географическими ориентирами – Цылвинец, Чухломец, Перминов, Устюжанин и ряд других. Сам Сарапул как населенный пункт впервые упоминается в 1616 году, спустя двадцать лет после первых записей в переписной книге по Ново-Никольской слободе 1596 года. Уже само упоминание Сарапула за 1616 в контексте описания волнений местных народов, заселяющих этот район, говорит о сложной этнополитической ситуации на тот период, связанной с активной колонизацией региона русским населением.

В заключении, необходимо активизировать научную деятельность по полной публикации источников второй половины 16 – 17 веков, находящихся в государственных архивах России. Пока еще недостаточно полно раскрыт процесс формирования системы дворцовых землевладений Среднего Прикамья в пределах Сарапульской, Каракулинской, Елабужской и Сивинской дворцовых волостей в процессе стихийной крестьянской колонизации во 2 половине 16 века. Следует активизировать археологическое изучение Сарапульского поселения, так как практика показала, что только комплексное изучение подобных памятников дает хорошо обоснованные выводы по историческому развитию. Надеемся, что научное сообщество, краеведческие организации, органы местного самоуправления совместными усилиями раскроют еще многие неизвестные страницы сарапульской истории.

Решетников Н.Л.,

заместитель директора по вопросам историко-культурного наследия МБУК «Музей истории и культуры Среднего Прикамья»